Меню сайта

Вход на сайт

И.М.Горожанкина

Е.С.Жукова

преподаватели хореогафического

отделения МБОУ ДОД «ДШИ с. Монаково»

 

Индивидуальная форма организации образовательного процесса,  способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе

 

  Хореографические отделения в школах искусств сельских школ показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.

   В сельской школе искусств нет возможности отбора наиболее способных детей. И чтобы показать достаточно высокий уровень подготовки наших детей в конкурсах, фестивалях, концертной деятельности, мы пришли к выводу, что индивидуальный подход в обучении хореографии – очень важная часть успешной работы коллектива.

   Индивидуальная форма организации образовательного процесса требует высокой профессиональной культуры  педагога. Основной смысл данной формы заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания, которая ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной методики состоит в том, что педагог создает насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение.

   Используя специфические средства искусства танца, мы заинтересовываем детей, и даем возможность раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, даже независимо от его таланта. Обучение должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами, развивается  образное мышление и фантазия, и ребенок получает гармоничное пластическое развитие.

  Индивидуальные занятия мы условно подразделяем на три вида: работа над техникой исполнения движений, работа над образом и работа над формированием эмоциональной выразительности исполнения.

   Первый  вид дает возможность быстрее овладеть основами практических навыков, подтянуть учащегося к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникам даем разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения, этюды. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать их творческое лицо.

   Работа над образом в движении и музыке – это уже танец, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными правами танцевальной пластики. На занятиях по ритмике, дети создают яркие образы близкие и понятные им, которые в свою очередь легко поддаются передаче в движении. Они с увлечением импровизируют. Всегда учитывается непосредственная реакция детей на музыку и их двигательные возможности в разработке и подготовке танца. В детских танцах для нас всегда очень важно ясное, драматургически легкое развитие сюжета и обязательный показ  главных стадий действия, непременно завершаемого результатом. В выстраивании композиции танца, придумывании названия, подготовке костюма и аксессуаров, дети принимают непосредственное участие, что еще глубже развивает воображение и творчество, помогает полнее осознать  созданный образ.

   В развитии и выражении эмоций немаловажную роль играют сюжетные танцы, которые мы используем как можно чаще. Изобразительность и выразительность в сюжетном танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

    В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы нашли для себя самые эффективные направления, влияющие на развитие творческой активности учащихся.

     Метод показа. Показ нового движения может осуществляться непосредственно преподавателем, учеником из старшего класса, в просмотре видео. Дети на примере видят художественное воплощение образа, что будит их воображение. Этот метод широко используется на занятиях в младших классах, так как в этом возрасте развитие ребенка происходит в основном за счет подражания со стороны детей действиям взрослого. В некоторых случаях, допускается выполнение упражнения педагога вместе с детьми, для того, чтобы усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку. Это используется чаще всего в работе с детьми старших классов, с учетом накопленного опыта, когда они способны выполнять элементарные движения самостоятельно.

Словесный метод. В процессе разучивания мы широко используем художественное слово. Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, является тем самым мостиком, который связывает движение и музыку. Словесные объяснения должны быть образны, точны и конкретны. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово.

Музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение учебных занятий должно быть точным, четко и качественно организованным, т.к. от этого зависит музыкальное развитие юных танцоров. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей.  Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. 

Импровизационный метод. Этот метод мы используем, чтобы помочь учащимся раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность с помощью образных упражнений, сочинения маленьких  этюдов, разучивания игр. Использование на уроке аксессуаров, предметов, яркой атрибутики, так же вызывает у детей творческую активность,  развивает у детей образность, выразительность движений, способствует накоплению музыкальных впечатлений, музыкально-двигательного опыта. На занятиях с детьми старшего возраста используются более сложные задания: выполнить движения с воображаемым предметом, передать эмоциональное состояние персонажа, придумать игру, танец.

Игровой метод. Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому что это «надо» и «полезно», а потому что это ему нравится. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры педагог вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог на индивидуальных занятиях  возвращается к пройденному и усвоенному материалу, но уже более усложняет его.

Метод убеждения. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода. Большим помощником для нас является классный руководитель общеобразовательной школы, который воздействует со своей стороны, проводя беседы, совместные мероприятия, концерты. Метод убеждения мы используем не только с детьми, но и с их родителями, как можно чаще приглашая на уроки-концерты класса и показывая наглядно полезность занятий хореографией.

Методы мотивации. Это поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость). Суть этого метода в том, что мы позволяем участникам танцевального коллектива самим решать какие концертные номера готовы  для показа и кто заслужил сольное выступление. Как можно чаще мы говорим о том, как мы гордимся  результатами детей и их достижениями.

Методы контроля и коррекции. Без этого метода нельзя обойтись, если ты хочешь увидеть результат творческой самореализации коллектива. Это наблюдение, контроль педагога, рефлексия, подведение итогов, коррекция, самоанализ, самоконтроль.

Метод подражания или передача опыта. Какой ребенок не хотел бы почувствовать себя в роли учителя, и мы им предоставляем такую возможность, например, провести какую-то часть урока: разминку, движения у станка, отработка движений на середине зала.  Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания и творческую инициативу, а впоследствии, становясь старше, они помогают нам в работе с младшими детьми. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Учащаяся нашего отделения Жукова Елена, после учебы в Старооскольском педагогическом колледже, с успехом работает в нашем коллективе; Монакова Наталья - учащаяся хореографического отделения БелГИк.

       Данные методы, которые мы применяем, помогают учащимся раскрыть творческий замысел, применить свое исполнительское мастерство, вложить в исполняемые произведения свои умения, фантазию и творческую активность, а самое главное поверить в свои возможности для достижения результата. А результат есть. Наши ученики принимают участие в конкурсах разного уровня и добились результата, занимая призовые места.

       Обучение искусству танца для ребенка является одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. И для каждого педагога важно, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новых впечатлений.

 


                                             Список литературы:

1.     Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180 с.

2.     Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.

3.     Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003.

4.     Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.

5.     Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

6.     Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047. - 224с.

7.     Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

8.     Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

9.     Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.

10.    Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.

11.     Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.

12.     Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.

13.     Ухтомский А. Общая психология: Учебник. - М.: Просвещение. 1970. - С. 117.

14.     Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.